Профилактика наркомании среди несовершеннолетних

 

Информация для родителей

Профилактика наркомании подростков

СТАТИСТИКА ПО НАРКОМАНИИ

Сегодня в России регулярно употребляют  наркотики 5,99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру – 500 тыс. наркоманов – это те, кто  добровольно встали на медицинский учёт.  От общего числа наркоманов в России по статистике –

20% — это школьники.
60% — это молодёжь  в возрасте 16 – 30 лет
20% — люди старшего возраста

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15 – 17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9 – 13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6 – 7 лет – к наркомании их приобщают родители–наркоманы. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места для развлечения молодёжи – дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно там.

По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13 – 15 человек.

Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.

Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем 4 – 5 лет.

В последние  годы наркоманы становятся основной причиной роста заболеваемости СПИДом.

Около 90% преступлений по данным МВД сегодня происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются ради одной дозы.

Статистика наркомании по России говорит, что из числа употребляющих наркотики излечиваются только 5 — 6% наркоманов. Излечившимися статистика считает тех,  кто не употребляет наркотики  в течении года после лечения.

Для того, чтобы разобраться в проблеме развития наркозависимости у подростков, для начала важно определиться с основными понятиями.
Наркомания – болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотических средств, проявляющаяся психической и физической зависимостью. При этом под психической зависимостью понимается неодолимое влечение подростка к наркотику без серьезных нарушений в работе его организма, а физической зависимостью считается состояние, когда подросток не может обходиться без наркотика. Отказ от наркотика, в этом случае, вызывает состояние тяжелой абстиненции (ломки).

«Аддиктивное поведение» — нарушение поведения, при котором подросток может употреблять тот или иной наркотик, но отчетливая зависимость у него еще не сформирована.


ПОЧЕМУ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?

Подростковый возраст – возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жит, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем   хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем – от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования… . Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками:

— желание не отстать от компании, быть «как все» в своей группе сверстников;

— желание пережить эмоциональное приятное состояние («кайф»);

— поиск фантастических видений, галлюцинаций («поймать глюки»);

— стремление «забыться», отключиться от неприятностей;

— любопытство, желание испытать неизведанное.

Есть еще и внешние причины:

— жестокое обращение с подростком в семье;

— несостоятельность в учебе;

— алкоголизм родителей;

— эмоциональное отвержение со стороны матери;

— постоянные конфликты между родителями;

— бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей.

Всегда важно понять, чем вы реально можете помочь своему ребенку (дать совет или изменить конкретную ситуацию).


ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ НАРКОТИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

  • неожиданные перемены настроения от радости к унынию;
  • проявление необычных реакций: взвинченное состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость, нехарактерные приступы сонливости;
  • изменения в поведении: подросток начинает избегать родителей; теряет интерес к вещам, которые раньше были важными – хобби, спорт, школа, друзья;
  • приступы «волчьего аппетита»;
  • исчезновение из дома денег, ценных вещей; скрытое поведение, лживость;
  • появление среди вещей подростка новых предметов (шприцов, игл, таблеток,  и т. д.);
  • появление на одежде необычных пятен или пятен крови; стремление подростка в теплое время носить одежду с длинными рукавами.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ

  1. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Зависимость от наркотика хотя и формируется достаточно быстро, все же на это требуется время. Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью.
  2. Сохраните доверие. Не повышайте  голос, не угрожайте – это скорее всего оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Будет лучше, если вы сможете на равных поговорить со своим ребенком, обратиться ко взрослой его части личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте (о первом опыте употребления алкоголя).
  3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится то, что ты делаешь, но я все же люблю тебя и хочу тебе помочь» — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка.
  4. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным вещам (табак, алкоголь). Ведь вы являетесь примером в поведении ребенка.
  5. Обратитесь  к специалисту. Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробовать найти выход из трудного положения.

Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько гармоничной будет личность подростка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите.
  2. Не бойтесь быть твердым со мной.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  4. Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас.
  5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
  7. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
  9. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
  10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
  11. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  12. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
  13. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  14. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…

Памятка. Как уберечь школьника от наркотиков.

Современная школа столкнулась с задачей профилактики подростковой наркомании. В умах людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству, падает престиж военной государственной службы; распространяется наркомания, пьянство, растет преступность, в том числе и подростковая.  Наркомания в России уже приобрела характер эпидемии. Результаты социологических исследований показывают, что один наркоман приобщает к наркотикам от пяти до семи человек. Если учесть тот факт, что подростковые неформальные группы являются многочисленными («дворовые компании, группы футбольных болельщиков, различные фан-клубы и т.п.) и значительную часть свободного времени несовершеннолетние проводят в кругу своих друзей и знакомых, нет ничего удивительного в скорости распространения наркомании в подростковой среде.

Подростковая наркомания и сбыт несовершеннолетними наркотических веществ являются звеньями одной цепи – наркобизнеса. Информирование учащихся о способах заманивания детей и подростков в преступный бизнес, безусловно, сама по себе не способствует предупреждению криминализации несовершеннолетних. Помимо предоставления знаний о приемах психологического воздействия, учителю (классному руководителю) необходимо обучить учащихся способам распознавания ситуаций втягивания в криминальную деятельность и соответствующего реагирования на них.

ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ.

Причины, по которым подростки вовлекаются в торговлю наркотиками, самые разнообразные: от общего тяжелого социально- экономического положения в стране до конкретной неблагополучной ситуации в семье. Но особняком стоит одна существенная причина – завышенный возраст уголовной ответственности за преступления, связанные с торговлей, распространением, изготовлением и перевозкой наркотиков. По существующему законодательству в нашей стране уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере оборота наркотических веществ наступает с 16-летнего возраста (ст.20 ч.2 Уголовного кодекса). Исключением являются такие преступления, как хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, за что предусматривается уголовная ответственность уже с 14 лет (ст.20 ч.2 УК РФ).

Преступное сообщество исключительно заинтересовано в несовершеннолетних распространителях, т.к. взрослые торговцы не могут долго оставаться незамеченными органами милиции. К тому же платить подросткам за услуги надо меньше.

СПОСОБЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРЕСТУПНОЕ СООБЩЕСТВО

Торговля наркотиками практически всегда осуществляется не отдельным человеком, а организованной группировкой. Вот типичные способы вовлечения детей и подростков в криминальные группировки.

Тактика «нога в дверях». Согласно этой тактике люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. К примеру, если молодой человек поддался на уговоры какой-либо группы лиц «встать на стремя» в момент совершения преступления, чтобы просигнализировать своим подельникам о возможной опасности разоблачения или задержания органами правопорядка, то в дальнейшем велика вероятность того, что он согласится принять уже непосредственное  участие в преступлении. Тем более, «запачкав» новичка участием в правонарушении, криминальные лидеры умело играют на страхе разоблачения и стыде о содеянном, используя их для усиления психологического воздействия на новичка и приобщения к преступному миру.

Используется способ воздействия на детей и подростков для вовлечения их в преступные группировки личности криминального лидера, человека, на первый взгляд,  во всех отношениях безупречного: непьющего, некурящего, красиво рассуждающего о жизни, смелого и благородного. Этот способ наиболее действенен при затягивании в криминальную группу детей и подростков из неполных семей, где воспитанием ребенка занимается лишь одна мама. При таком подходе молодые люди, как правило, добровольно присоединяются к преступной группировке с возникающим стремлением быть во всем похожим на своего «учителя», который может ассоциироваться с образом желаемого отца. Вербовщики криминальных структур не лишены знаний о возрастных психологических особенностях личности, поэтому, апеллируя к подростковому чувству одиночества и ощущению того, что его никто не  понимает, дельцы криминального бизнеса манипулируют молодыми людьми, приобщая их  к преступному образу жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

В исследовании, проведенном Отечественными психологами, определяются наиболее распространенные способы втягивания новичков в криминальную деятельность преступных групп несовершеннолетних:

  • спекуляция на чувствах клановой принадлежности, ложного героизма и товарищества (свыше 35%);

  • поощрение и эксплуатация низменных инстинктов (жадности, скупости, примитивных влечений), возможность доступа к азартным играм и запретным развлечениям (27%);

  • демонстрация ложной психологической защищенности новичков, ложного покровительства «сильных и опытных» членов преступной группировки, а также мнимого уважения и доверия к личности подростка (15,5%);

  • психологическое (угроза компрометации, шантаж, запугивание) и физическое (избиения, телесные повреждения) насилие (12,95%);

  • различные просьбы, советы, насмешки и поручения (4,7).

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Необходима информированность подростков о том, на какие цели идут деньги, вырученные от наркоторговли, что способствует формированию у подростков эмоционально негативного отношения к распространению наркотиков. В беседах с подростками необходимо уделять внимание обсуждению вопроса их самостоятельности и независимости. Тезис «Продаешь наркотики – продаешь себя!» может в хорошем смысле спровоцировать формирование у подростка чувства уважения к себе, защищающее от риска вовлечения в наркобизнес. Ключевым условием профилактики наркомании может послужить развенчание мифов  о романтичности и престижности употребления наркотиков.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ:

  • бледность лица;
  • усталый вид;
  • быстрая потеря веса;
  • изменение координации;
  • покраснения, пятна или волдыри вокруг носа и рта;
  • постоянно воспаленные глаза;
  • чрезмерно суженные или расширенные зрачки;
  • специфический запах одежды (клея или уксусного формальдегида,
  • использующегося при самостоятельном приготовлении наркотика)
  • использование парфюмерии для сокрытия других запахов;
  • изменения в одежде (неряшливость, длинный рукав).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

  • нарушение сна (бессонница);
  • появление таинственности в поведении (к примеру, очень быстрые телефонные разговоры без обращения по имени);
  • изменение дружеских контактов (потеря старых друзей, появление новых, как правило, более взрослых);
  • воровство денег, пропажа вещей в семье;
  • агрессивность (чаще всего проявляется в период  «ломки»);
  • потеря интереса к прежнему образу жизни (хобби, увлечениям)
  • прогулы в школе, снижение успеваемости;
  • изменения в личной гигиене (в особенности в уходе за зубами — наркоману трудно их чистить, т.к. это приводит к рвоте);
  • нарушение точности и аккуратности движений,
  • стремление быть незамеченным родителями после прогулки.