Скоро в школу!
1 сентября – это особенный день для детей и их родителей. Наибольшее волнение, конечно, у первоклашек и их мам и пап – готовы ли их сын или дочь к школе, как они будут учиться, как будут складываться их отношения со сверстниками, учителями. Проще, конечно, детсадовцам – с ними работали специально подготовленные педагоги по определённым методикам и образовательным стандартам. Труднее «домашним» детям. Но независимо от того, где готовились дети к школе — в детсаду или дома, в группах по подготовке к школе или в школе развития, уровень их готовности должен соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившего в силу 1 января 2014 года.
Среди родителей бытует мнение, что будущий первоклассник должен уметь читать и пересказывать, считать и писать. Но это не совсем так.
Если обратиться к ФГОС ДО, то можно выделить следующие критерии готовности ребенка к школе.
Прежде всего, это развитие речи — важнейший критерий. Подготовленный ребенок должен уметь полно отвечать на вопросы о том, как зовут родителей и где они работают, где он сам живёт небольшими предложениями (3-5 предложений), представляющими связный текст.
Умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить характеризуют его интеллектуальную готовность.
Уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья, определяет физическую готовность будущего школьника.
Немаловажное значение имеет мотивационная готовность ребенка, определяемая как его желание стать школьником, потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное.
И, наконец, социальная готовность — это способность ребенка сотрудничать с другими людьми и удерживать внимание на протяжении 30-40 минут.
Также будущий первоклассник должен:
- быть уверенным в собственных силах;
- любознательным;
- способным к волевым усилиям;
- самостоятельным;
- инициативным;
- готовым отвечать за свои поступки;
- доброжелательным;
- уважительно относиться к семье и социуму.
При выполнении этих условий адаптация ребенка к обучению в начальной школе будет проходить намного легче и безболезненнее.